• ОргРешение

Образное мышление - набор упражнений для улучшения живости и управляемости мысленных образов

Никола Тесла, изобретатель флуоресцентной лампы, многофазных электрических машин и высокочастотного генератора, обладал необыкновенной способностью к созданию живых мысленных образов. Он строил в уме трехмерные образы сложных машин с точностью до самой мельчайшей детали.Но что самое удивительное, Тесла заставлял эти машины работать у себя в голове по нескольку недель и тщательно проверял все компоненты на признаки износа.

Вероятно, Тесла обладал «эйдетическим» воображением: создаваемые им мысленные образы были такими же четкими и ясными, как реальные объекты. Люди, наделенные эйдетическим воображением и эйдетической памятью, способны бросить взгляд на газетную страницу, а затем отвернуться и прочитать всю страницу, глядя на оставшийся в уме образ. У таких людей мысленные образы необычайно точные и долговечные.

Чтобы добавить жизненности вашим образам, необходимо отключить словесное мышление и использовать средства графического анализа.

Когда вам нужно сформировать четкий образ, вспомните ключевые элементы, полученные в результате вашего анализа, — пропорции и взаиморасположение составных элементов. Позвольте образу появиться перед вами.


Следующий набор упражнений предназначен для улучшения живости и управляемости мысленных образов.


1. Реальные вещи

Мысленно представьте каждый из перечисленных ниже объектов. Если образ будет не таким четким, как вам бы хотелось, не пытайтесь вызвать его силой. Вместо этого сосредоточьтесь на идее видения образов. Что бы вы ни пытались себе представить, все имеет форму, текстуру, цвет и размер. Сначала сфокусируйтесь на форме и постепенно заполняйте ее деталями. Подождите, пока образ станет четким и устойчивым.

знакомое лицо, друга детства, бегущую собаку, вашу спальню, заход солнца, летящего орла, журчащий ручей, каплю росы, перистые облака, вековой дуб, клавиши пишущей машинки, покрытую снегом вершину, зубную щетку, вашу любимую обувь.


2. Не совсем реальные вещи

Какая разница между визуализацией хорошо знакомых объектов и того, что вы никогда не видели? Представьте себе следующие воображаемые объекты:

единорога, шоколадную реку, шестирукое божество, хоббита, говорящего жирафа, тридцатифутового муравья, хор ангелов, четырехмерную сферу, третью мировую войну, четырехлистный клевер.


3. Рисование по четвертям

Смотрите прямо перед собой, подмечая все, что находится на периферии зрения, так, чтобы ваш взгляд охватывал полную полусферу, то есть вертикально разрезанный шар. Закройте глаза и попытайтесь восстановить изображение. Мысленно разделите поле зрения на четыре части. Выберите одну четверть и проанализируйте все, что в нее попадает, затем нарисуйте в уме эту четверть. Повторите то же самое для каждой четверти.


4. Пять мысленных картин

Представьте пять голубых объектов (голубика, небо, обложка книги, ...)

Сделайте то же самое для других цветов, таких как красный, желтый, зеленый и пурпурный.

Представьте пять объектов, начинающихся на букву «а» (артишок, апельсин, ...)

Сделайте то же самое для остальных букв алфавита.

Представьте пять объектов меньше вашего пальца (кончик карандаша, горошина, клетка крови, ...)

Представьте пять объектов больше автобуса (голубой кит, поезд, ...)

Представьте пять объектов, которые можно найти под землей (корни, черви, ...)

Представьте пять объектов, которые делают вас счастливыми (серфинг, мороженое, ...)


5. Последовательный образ

Если вы закроете глаза после того, как пристально смотрели на какой-то предмет, то в течение нескольких секунд будете видеть перед собой его последующий образ. Попробуйте использовать этот последующий образ в визуализации предмета. Например, посмотрите на карандаш, закройте глаза и рассматривайте последующий образ. Когда образ потеряет четкость, откройте глаза, посмотрите на карандаш, закройте глаза и снова рассматривайте мысленный образ. Повторяйте это в удобном для вас ритме, пока перед вами не возникнет четкий воображаемый образ хотя бы на несколько мгновений. Затем попробуйте создавать знакомый образ карандаша усилием воли.


6. Периферийное мысленное зрение

Представьте прямо перед собой карандаш. Теперь заставьте созданный образ медленно двигаться по кругу так, чтобы он сначала оказался слева от вас, затем позади вас, затем справа от вас и, наконец, снова перед вами. По мере того как карандаш перемещается, представьте себе, что вы смотрите на него, используя периферийное зрение.


7. Визуализация людей

Представьте себе всех людей, с которыми вы сегодня разговаривали. Как они выглядят? Какого цвета их волосы и глаза? Сколько им лет и какого они роста? Что на них было надето? Можете ли вы представить их манеры и привычки? Попробуйте представить людей, которых вы видели вчера; в прошлые выходные; во время последнего отпуска, в ваш прошлый день рождения.


8. У каждого свой вкус

Представьте себе бабочку, подробно в каждой детали, с тонким узором на золотистых крылышках, длинными пушистыми усиками, но пусть для вас она будет уродлива, а не прекрасна.


9. Геометрические фигуры

Всем известно, что занятие математикой требует хорошего воображения. Попробуйте представить предложенные ниже трехмерные фигуры. Попытайтесь не просто сформировать образ, но увидеть также внутреннюю структуру фигуры и связи между плоскими гранями. Мысленно вращайте фигуры, рассматривая их со всех сторон, в том числе и внутри. Постарайтесь почувствовать их объем: сфера, куб, призма, тетраэдр (пирамида с 4мя гранями), пирамида, додекаэдр (двенадцатигранник),октаэдр (восьмигранник), икосаэдр (двадцатигранник).


10. Чувства, всего лишь чувства

Представьте себе положительную эмоцию. Мысленно вызовите в себе чувство удивления, не пытаясь найти в памяти определенный объект. Попробуйте почувствовать желание, не желая чего-либо конкретного. Насколько реалистично вы можете представить себе следующие эмоции: надежда, веселье, любовь, гнев, апатия.


11. Мысленное присутствие

Сформируйте образ присутствия вашей матери, не видя ее при этом. Точно так же вызовите мысленный образ близкого соседства большой горы, не представляя внешнего вида гор.


12. Гигантское тело

Мысленно нарисуйте гигантское человеческое тело. Представьте, будто вы летаете вокруг этого тела, глядя на него с различных точек зрения и с различного расстояния. Пусть тело будет настолько большим, что вы можете свободно проникнуть через ноздри, рот, другие отверстия и исследовать тело изнутри. Увеличьте тело до таких размеров, чтобы вы могли летать над ландшафтами, сложенными из клеток, и даже рассматривать компоненты отдельных клеток.

13. Цветовая фантазия

Представьте себе голубой цвет. Вы можете начать с визуализации конкретного объекта, например голубого автомобиля. Затем увеличьте автомобиль до таких размеров, чтобы он заполнил все ваше мысленное поле зрения. Окунитесь в цвет. Насколько ярким вы можете его сделать? Попробуйте вообразить другие цвета: пурпурный, желтый, красный, оранжевый и зеленый. Представьте себе цветовые переходы: из красного в голубой с промежуточными оттенками посредине. Закрасьте над собой все красным, слева голубым, справа зеленым.


14. Настройка телевизора

Выберите какой-то определенный предмет, например черничный пирог, и попытайтесь мысленно сформировать его четкое изображение. Представьте, что вы можете настраивать ваш зрительный образ так же, как картинку на экране телевизора, вращая различные ручки регулировки.


15. Образы идей

Представьте себе идею Красоты. Видите ли вы конкретное изображение чего-то красивого или же можете представить абстрактную идею Красоты без какого-либо визуального образа? Насколько мала или велика эта идея? Вот еще несколько абстрактных концепций для визуализации:

перемены, порядок, энергия, мир, гармония, общение, реальность, иллюзия.

Избранные посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square