top of page
985162437695916_7248.jpg

«БИРЮЗОВЫЙ» СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ – УТОПИЯ ИЛИ РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ?

Лавровская Анна, лидер команды «ОргРешение», организационный консультант и коуч самоуправления, рассказала о новом построении взаимоотношений между сотрудниками и руководством.


Используя свою экспертизу и богатый опыт, команда «ОргРешение» уже более 10 лет сопровождает организации на пути трансформаций систем управления, поддерживая изменения, прорастающие изнутри. В арсенале компании множество живых и эффективных инструментов, которые прошли проверку на прочность у многих клиентов. Стратегические сессии, модерации кросс-функциональных встреч, книжные клубы, индивидуальный и групповой коучинг, внутренние опросы и исследования, школа «тиловых» руководителей, групповая и индивидуальная супервизия, навыковые тренинги – вот лишь некоторые из инструментов, которые «ОргРешение» использует в своей работе с организациями. Выстраивание новых взаимоотношений между сотрудниками в компании – процесс очень творческий и всегда индивидуальный. Именно поэтому мы стремимся иметь максимум возможностей и ресурсов для достижения результата.

«БИРЮЗОВЫЙ» СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ – ЧТО ЭТО?

«Бирюзовый» стиль управления – это, скорее, такой способ организации жить. В классической системе управления принята иерархичность, при которой существуют начальники, отдающие распоряжения, менеджеры, работающие непосредственно на этих начальников, есть ещё младшие менеджеры и исполнители. В такой системе привычно жить, но часто теряются информационные связи, затягиваются решения, руководители жалуются на демотивацию людей. Некоторое время назад на российском рынке появилась книга «Открывая организации будущего», автор которой, Фредерик Лалу, описывает организации нового курса, нового эволюционного вида, называя их «бирюзовыми». В этих организациях нет начальников, сотрудники сами решают все возникающие вопросы внутри своих коллективов. Такой подход к работе называется самоуправление. Также в «бирюзовых» организациях присутствует Эволюционная цель – это некий важный смысл, который несёт эта организация, польза, которую она приносит миру. Последняя основополагающая составляющая, на которой держится «бирюзовая» организация – это целостность. Целостность всего – самой организации,  сотрудников, которым не нужно носить социальные маски, пытаться кому-то понравиться или не быть собой. Люди просто делают то, что им нравится, могут самореализовываться таким образом, от этого мотивация и производительность повышаются. Однако, важно понимать, что «бирюзовая» организация – это не та, в которой нет порядка и царит хаос. Просто вместо отношений босс-подчиненный приходят взаимоотношения заказчик-исполнитель. Есть ряд механизмов, которые поддерживают эффективную работу горизонтальной структуры. И вкладываются в результат сотрудники, как правило, сильнее всего именно в таких организациях.

Без названия (3).jpg

КАК ПРИМЕНИТЬ «БИРЮЗОВЫЙ» СТИЛЬ В БОЛЬШОЙ И СЛОЖНОЙ КОМПАНИИ, ГДЕ РАБОТАЮТ 50-70 ЧЕЛОВЕК В НЕСКОЛЬКО СМЕН?

На самом деле, существует множество технологий перевода организации на горизонтальное управление, и разные приходятся под стать разным организациям. Есть такие инструменты, как холакратия, социократия. Например, в компании «ВкусВилл» был выработан собственный стиль работы, в процессе формирования которого мы с командой «ОргРешение» были непосредственными участниками и реализаторами.

Но в каждой из таких компаний можно проследить следующие основополагающие моменты: это некие круги, которые составляют люди, собранные вместе по функционалу. Это могут быть круги, созданные вокруг какого-то проекта, например, по созданию нового продукта или реализации какого-то сервиса для клиента, либо это круги, которые напоминают отделы, но взаимоотношения там максимально неиерархичные, у каждого человека есть своя зона ответственности, которая регулируется обещаниями, которые даёт сам сотрудник. В данный момент в реалиях российских организаций, руководители, всё же есть. Надо признать, что и у коллег из Европы и Америки они тоже обнаруживаются. Но таких руководителей очень сильно отличает их стиль управления. Руководитель в «бирюзовой» организации – это человек, который вдохновляет, заряжает идеей, который всячески модерирует процессы, если это необходимо, и помогает людям выстраивать горизонтальные связи, то есть не бегать по каждому вопросу к нему, а взаимодействовать напрямую друг с другом, помогает решать конфликты, обучает людей обходиться в рабочих процессах без него.

Если Вы хотите построить организацию с горизонтальным стилем управления, то Вам необходимо перестроить процессы так, чтобы Ваши сотрудники были ответственны за свой участок работы и, при этом, имели полномочия для решения всех возникающих вопросов. Они должны иметь соответствующую квалификацию и достаточную вовлечённость в корпоративную культуру организации. Если люди работают в несколько смен, то в каждой из них может быть свой собственный круг. При этом смены должны взаимодействовать друг с другом при помощи каких-то IT-решений или сотрудника, который возьмёт на себя роль информатора. Очень важно, чтобы каждый человек сам брал на себя ответственность. Например, конкретный сотрудник ресторана даёт обещание, что кухня всегда будет чистой. Соответственно, он и выполняет данное обещание. Заказчиком этого действия будет, например, владелец ресторана. Необходимо проверить, насколько у этого сотрудника хватает ресурсов для выполнения каждого конкретного обещания. Сотрудник запрашивает необходимые ему ресурсы, согласование всех процессов идёт при максимальном включении всех задействованных коллег. «Бирюзовое» управление предполагает максимальное количество  взаимодействия и принятие необходимых решений самими сотрудниками.

ПРИМЕРЫ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ, КОТОРЫЕ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ «БИРЮЗОВОГО» СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

Как я и говорила, отличным примером является «ВкусВилл». Хотя эта компания сейчас не позиционирует себя как «бирюзовая» организация по Лалу, но, по сути, там действительно сохраняются перечисленные им принципы: есть и Эволюционная цель – некий смысл, который несёт организация: «Здоровое питание, доступное для всех», есть целостность сотрудников, поскольку каждый из них занят тем, что ему нравится, и делает это в удобном для себя графике и режиме, которые выбирает для себя во многом сам, и есть самоуправление – сотрудники всех отделов по максимуму решают возникающие вопросы самостоятельно, взаимодействуют напрямую с сотрудниками других отделов, просто идут друг к другу и принимают решения на своём уровне.

Без названия (6).jpg

РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ С «БИРЮЗОВЫМ» СТИЛЕМ

В России существует ряд организаций с «бирюзовым» стилем управления: например, компания Qiwi, компания «ВидеоГлаз», «Ойл Энерджи Групп», платформа «Mindbox», банк «Точка», даже Сбербанк России в своё время проводил эксперимент по созданию «бирюзовых» офисов, которые достаточно успешно функционировали определённое время. Все эти компании объединяет наличие Эволюционной цели, достаточная свобода сотрудников, комфортные условия для них и максимум включённости каждого в принятии решений.

ВЫ ВЕДЁТЕ КНИЖНЫЙ КЛУБ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДАННОЙ ТЕМЕ. РАССКАЖИТЕ О НЁМ

Книжный клуб стал отличным инструментом для освоения нового. Начиная ещё с 2011-го, мы проводили его для «ВкусВилл». Тогда ещё только Совет Управляющих посещал наши Клубы. Позже идея разрослась на всю компанию, и каждый желающий смог присоединиться к обсуждению интересующей его книги.
Мы, «ОргРешение», сейчас реализуем этот проект во многих компаниях: «ТилТех»-сообществе, «ХимРаре», «Stencom» и других. Все они уже смогли прочувствовать пользу этого формата.
Также мы регулярно проводим встречи «Открытого КНижного клуба ОргРешения» («ОКнО»). Буквально 26–го февраля у нас состоится мероприятие, посвящённое книге Валеры Разгуляева «Бирюзовое управление на практике. Опыт российских компаний». На этих встречах мы обсуждаем идеи и инструменты из книги, совместно с участниками приходим к выводам, обмениваемся опытом. Обычно мы приглашаем спикера, бывает, что и нескольких, из компаний, которые используют описанные в каждой конкретной книге инструменты в своих организациях и готовы поделиться эффективным опытом с пришедшими на встречу. Не забываем мы и про практику, на которой участники Клуба могут попробовать применить полученные инструменты на себе или спланировать их применение в своей компании.

О КНИГАХ, КОТОРЫЕ СТОИТ ПОЧИТАТЬ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ, ПЕРЕДАЧАХ, КОТОРЫЕ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ

На самом деле, отличный пример книг, которые можно было бы прочитать по этой теме – собственно, «Открывая организации будущего» Фредерика Лалу; «Человек решающий. Как построить организацию будущего, где решения принимает каждый» Денниса Бакке, основателя и бывшего президента «AES Corporation», глобальной энергетической компании из списка Fortune 200, которая описывается Фредериком Лалу как пример «бирюзовой» организации; недавно вышла отличная книга Валеры Разгуляева «Бирюзовое управление на практике. Опыт российских компаний», которую мы точно рекомендуем прочитать интересующимся данной темой, книга «Self-management. How it does work», созданная специалистами компании «Buurtzorg», компании, которая достигла высокого уровня самоуправления. «Buurtzorg» – уникальная голландская компания, занимающаяся патронажем больных, состоящая из самоуправляемых команд медбратьев и медсестёр, которые самостоятельно принимают все решения в каждой из своих команд.
Некоторые материалы Вы можете найти на нашем сайте – orgreshenie.ru, также на портале biryuzovie.ru есть масса материалов, которые могут быть для Вас полезны.

%D0%91%D0%B5%D0%B7%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%

Интервью Анны Лавровской для журнала «Гостиничное дело»

ИНТЕРЕСНА ТЕМА?
Напишите нам, чтобы узнать о ней больше!

bottom of page