Эволюционная цель и Миссия

Понятие Эволюционная цель ввёл Фредерик Лалу, написав об этом в своей книге “Открывая организации будущего”. При этом сам Лалу говорил об Эволюционной цели как о смысле существования организации - он не описывал конкретные критерии её формулировки и формирования, но говорил о важности того, что это должно отражать и придавать смысл существования компании. При этом звучали Эволюционные цели различных компаний, кстати говоря, признанных самоуправляемыми и бирюзовыми, очень по-разному.

Например, компания “Favi” сформулировала свою Эволюционную цель так:

«Обеспечить важным и осмысленным занятием население Алланкура. Дарить любовь своим клиентам и принимать ее в ответ».

Пример Эволюционной цели компании “Patagonia”:

«Создавай лучший продукт, не причиняй ненужного вреда и используй бизнес, чтобы решить проблемы экологии».

Поэтому, по сути, Эволюционная цель по Лалу вполне себе звучала как миссия организации. Но в дальнейшем при развитии этой темы, в частности, в сообществе ТилТех произошло разделение. Валерий Разгуляев предложил свою версию формирования Эволюционной цели.

Эволюционная цель понимается как нечто большее, чем возможности и действия самой организации. Это некий высший смысл существования, и на Эволюционную цель может работать не только данная конкретная компания, но и ряд других.

Миссия - это то, что собственно для достижения этой Эволюционной цели делает сама компания. Например Эволюционная цель компании, производящей лекарства от рака может звучать, как: “Все люди, заболевшие раком, вылечиваются от недуга на ранней стадии.” При этом, мы понимаем, что на эту Эволюционную цель может работать не только данная фармацевтическая компания, но и ряд организаций, которые занимаются исследованиями, а также производят другие препараты. При этом миссия самой фармацевтической компании может звучать следующим образом: “Мы занимаемся современными исследованиями и производим высококачественные лекарства для скорейшей помощи раковым больным по всему миру.”

Здесь мы видим, что миссия формулируется через “МЫ”. Эволюционная же цель формулируется в настоящем времени и она ещё не достигнута. Возможно при её достижении компания перестанет быть нужна и необходима, но это не обязательное условие. Возможно, при её достижении компания будет вполне стабильной, постоянно обеспечивать её реализацию.

Для чего нужна Эволюционная цель? Она нужна для понимания и прочувствования собственного смысла существования организации в обществе глобально. Миссия нужна для того, чтобы декомпозировать Эволюционную цель на уровень собственного вклада организации в достижение этой Эволюционной цели.

На самом деле, не обязательно, чтобы в организации было и то, и то. Некоторые компании могут остановиться на описании Эволюционной цели. Очень важным фактором является то, чтобы Эволюционная цель действительно эмоционально резонировала у владельцев и сотрудников. В противном случае, она остаётся на уровне декларации, что, конечно же, не делает её инструментом.

 

Попробуйте сформулировать свою Эволюционную цель по данным критериям (авторство - Валерий Разгуляев):

  1. Желанный результат;

  2. Как уже случившийся;

  3. Полезный другим;

  4. Отчуждаемый от компании;

  5. Его ещё пока нет;

  6. Благодаря тебе он появится, но его могут создавать и другие;  

  7. С конкретикой, чтобы было понятно, чем занимается компания.


Затем попробуйте прислушаться, действительно ли Вам это близко, действительно ли Вам хочется работать на эту Эволюционную цель, действительно ли Вы делаете именно это? И если это как-то заряжает Вас, Вы загораетесь этим, скорее всего, Вы сформулировали свою Эволюционную цель верно. Теперь Вы моете, озвучивая её и прислушиваясь к ней, подбирать людей в команду, тех людей, которым это тоже будет созвучно, и которые будут готовы идти с Вами к достижению этой Эволюционной цели.

Автор: Анна Лавровская

© 2016-2019 ОргРешение

  • White Vkontakte Icon
  • Facebook - White Circle