РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
ДЛЯ КОМПАНИЙ, КОТОРЫЕ ВЕРЯТ В ЛЮДЕЙ
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЦЕЛЬ И МИССИЯ
Понятие «Эволюционная цель» ввёл Фредерик Лалу, написав об этом в своей книге «Открывая организации будущего». При этом сам Лалу говорил об Эволюционной цели как о смысле существования организации – он не описывал конкретные критерии её формулировки и формирования, но говорил о важности того, что это должно отражать и придавать смысл существования компании. При этом звучали Эволюционные цели различных компаний, кстати говоря, признанных самоуправляемыми и бирюзовыми, очень по-разному.
Например, компания «Favi» сформулировала свою Эволюционную цель так: «Обеспечить важным и осмысленным занятием население Алланкура. Дарить любовь своим клиентам и принимать ее в ответ».
Пример Эволюционной цели компании «Patagonia»: «Создавай лучший продукт, не причиняй ненужного вреда и используй бизнес, чтобы решить проблемы экологии».
Эволюционная цель понимается как нечто большее, чем возможности и действия самой организации. Это некий высший смысл существования, и на Эволюционную цель может работать не только данная конкретная компания, но и ряд других.
Миссия – это то, что собственно для достижения этой Эволюционной цели делает сама компания. Например, Эволюционная цель компании, производящей лекарства от рака, может звучать, как: «Все люди, заболевшие раком, вылечиваются от недуга на ранней стадии.» При этом, мы понимаем, что на эту Эволюционную цель может работать не только данная фармацевтическая компания, но и ряд организаций, которые занимаются исследованиями, а также производят другие препараты. При этом миссия самой фармацевтической компании может звучать следующим образом: «Мы занимаемся современными исследованиями и производим высококачественные лекарства для скорейшей помощи раковым больным по всему миру.»
Здесь мы видим, что миссия формулируется через «МЫ». Эволюционная же цель формулируется в настоящем времени, и она ещё не достигнута. Возможно при её достижении компания перестанет быть нужна и необходима, но это не обязательное условие. Возможно, при её достижении компания будет вполне стабильной, постоянно обеспечивать её реализацию.
Для чего нужна Эволюционная цель? Она нужна для понимания и прочувствования собственного смысла существования организации в обществе глобально. Миссия нужна для того, чтобы декомпозировать Эволюционную цель на уровень собственного вклада организации в достижение этой Эволюционной цели.
На самом деле, не обязательно, чтобы в организации было и то, и то. Некоторые компании могут остановиться на описании Эволюционной цели. Очень важным фактором является то, чтобы Эволюционная цель действительно эмоционально резонировала у владельцев и сотрудников. В противном случае, она остаётся на уровне декларации, что, конечно же, не делает её инструментом.
Попробуйте сформулировать свою Эволюционную цель по данным критериям (авторство – Валерий Разгуляев):
-
Желанный результат;
-
Как уже случившийся;
-
Полезный другим;
-
Отчуждаемый от компании;
-
Его ещё пока нет;
-
Благодаря тебе он появится, но его могут создавать и другие;
-
С конкретикой, чтобы было понятно, чем занимается компания.
Затем попробуйте прислушаться, действительно ли Вам это близко, действительно ли Вам хочется работать на эту Эволюционную цель, действительно ли Вы делаете именно это? И если это как-то заряжает Вас, Вы загораетесь этим, скорее всего, Вы сформулировали свою Эволюционную цель верно. Теперь Вы можете, озвучивая её и прислушиваясь к ней, подбирать людей в команду, тех людей, которым это тоже будет созвучно, и которые будут готовы идти с Вами к достижению этой Эволюционной цели.
Автор: Анна Лавровская
Редактор: Мария Нестерова